Консультация +79250362627 (Viber, WhatsApp)

Что нужно знать хорошим родителям

Многолетняя практика показала и продолжает показывать, что каждый родитель рано или поздно в той или иной степени сталкивается с непониманием поведения или мышления своего ребенка.

СамостоятельностьИ, зачастую, все попытки объяснить, что чадо еще просто не готово понять такие простые для взрослого человека вещи, что психофизиологическая, нервная, или, проще, умственная, система его организма еще не сформирована и потому не может функционировать «на равных» с родительской, разбиваются уже на подходе…

Поэтому, для начала, немного теории.

Новорожденный малыш появляется на свет с уже сформированным набором нейронов, причем их количество превышает количество нервных клеток у взрослого человека, хоть и масса головного мозга новорожденного в четыре раза меньше.

Однако, примерно к трем годам она достигает примерно три четверти своего окончательного веса.

И именно процесс увеличения массы с точки зрения физиологии принято называть «ростом» и «развитием» головного мозга человека.

Такой скачок обусловлен не образованием новых нейронов, а ростом клеток, покрывающих нервные пути — глий, создающих, так называемое, миелиновое покрытие для сохранения и передачи нервного импульса.

Если не вдаваться в научные термины, нейроны — это маленькие клеточки с длинными «щупальцами», которые, соединяя их между собой, образуют глобальную сеть.

Нервный импульс передается по отросткам от одной нервной клетки к другой, создавая восприятие человека.

Однако, без миелина импульс рассеевается между разными нейронами нелокально, нервные ткани по-просту «не работают», движение получается хаотичным и нескоординированным.

В головном мозге новорожденного огромное количество нервных клеток с первоначальными связями, но именно миелина крайне мало, поэтому, контроль над телом попросту отсутствует.

И миелинизироваться в формирующемся мозге ребенка станут те нейронные связи, по которым будут чаще проходить нервные импульсы, стимулированные внешними раздражителями.

В тех же отделах мозга, где активности нет — стимуляция отсутствует — , нейроны и нейронные связи постепенно атрофируются, впадают в «спячку» ( то есть, теоретически, имеют возможность восстановления) или совсем погибают.

В общем, насыщенный и разнообразный жизненный опыт помогает построить и запечатлить ( мгновенно или путем повторения) те ассоциативные связи, которые необходимы для развития мозга и именно он определяет в дальнейшем способности и возможности ребенка в будущем.

Учеными и исследователями в области работы головного мозга проведены различные опыты, подтверждающие эти теории.

Поэтому, мозг ребенка должен быть готов к каждой конкретной функции, должны сформироваться соответствующие нервные пути, закрепиться и начать функционировать — сначала внешняя стимуляция, затем пробные действия, потом фиксация определенных навыков и, наконец, их закрепление.

И речь идет не только о физических способностях, естественно, но и о памяти, концентрации внимания, способах мышлении, целенаправленной деятельности.

В итоге, нервный путь, проходящий через огромное множество нейронов, их отростки и синапсы, оказывается зафикстрован клетками глии — миелинирован, и хаотическая до того момента активность нервной системы теперь имеет определенное «направление».

Главное, что нужно понять из всего вышесказанного — это то, что процесс миелинизации нейронов головного мозга человека происходит постепенно и неравномерно, скачкообразно.

Первыми развиваются отделы медуллы ( костный мозг), понса и среднего мозга ( примерно до года — полутора лет ).

В этот период формируются фунции, отвечающие за биологическое существование — миелинизируются участки мозга, отвечающие за работу всех внутренних органов, восприятия окружающего мира и простейших программ жизнедеятельности.

Ребенку предстоит научиться дифференцировать и интегрировать различные звуки и зрительные образы, соотносить собственные действия и реакцию на них окружающего мира, различать собственные ощущения – боли, страха, голода, холода, жажды.

Далее происходит развитие основных отделов коры головного мозга.

На этом этапе создаются программы, определяющие положение ребенка относительно окружающих.

Самое же важное заключается в том, что процесс миелинизации основных отделов коры головного мозга длится вплоть до четырех лет максимум.

То есть, именно до этого возраста управлять сам собой в должной мере ребенок еще не способен, его мозг просто не готов взять на себя контроль или анализ ситуациии.

И именно к четырем годам ребенок начинает приближаться к тому самому человеку «разумному», берет под контроль свое поведение (в его элементарных формах), в голове начинают формироваться какие-никакие планы — он начинает думать о том, что и как он будет делать.

В третьем периоде развития кортекса ( коры головного мозга) происходит формирование мышления и логики, то есть ума и интеллекта вплоть до 7-8 лет.

Это период прежде всего связан с развитием серсорики, умением оперировать словами и символами.

Ребенку предстоит запомнить, а, главное, понять смысловое значение огромного количества слов, определений и понятий и научиться их связывать между собой.

К этому возрасту нередко многие дети способны говорить очень складно, вводя тем самым родителей в заблуждение относительно понимания этих речей ребенком.

На самом деле, умение повторять услышанные и заученные когда-то где-то слова и даже сложные речевые обороты и способность использовать и понимать информацию, смысл, который они несут — это далеко не одно и то же.

Ребенок начинает размышлять в первую очередь, какой результат он хочет получить, а потом уже о том, что и как он будет делать.

Только с середины этого периода маленький человек начинает различать сон и явь, фантазии и реальность, игру воображения и объективную действительность.

Четвертый этап развития продолжается вплоть до периода полового созревания ( примерно 12 лет).

Происходит миелинизация ретикулярной формации и лобных долей головного мозга – отделов, отвечающих за длительную концентрацию внимания.

Именно теперь ребенок может предполагать и анализировать весь спектр результатов, к которым его действия в принципе могут привести, а не только о том, какой результат он хочет получить, и что и как для этого надо делать.

Ребенок обладает способностью запоминать интересующую его информацию с самого рождения, но вот возможность делать это специально, да еще и попытаться объяснить своими словами, начинает формироваться только с 7-8 лет.

И к десяти годам ( середина этапа) он уже может вполне целеноправленно заучивать необходимую информацию, а не только то, что вызывает интерес.

Но не раньше.

И причина этого довольно проста — контроль над произвольным вниманием, способность к тотальной концентрации окончательно закрепляется у ребенка только к концу формирования этого этапа, то есть примерно к 12 годам.

А до этого времени мозг ребенка реагирует на все сторонние раздражители, и внимание перетекает с одного на другое по принципу «куда ветер подул»…

Именно на этом этапе происходит формирование морали и нравственности — принятию что такое «хорошо» и что такое «плохо», согласно социальному окружению, то есть, в большинстве случаев, просто копирования отношений к окружающим значимых взрослых ( как правило, родителей).

Префронтальные ( самые передние, находящиеся прямо под лобной костью) отделы коры головного мозга, отвечающие за формирование намерений человека и программ его поведения, продолжают миелинизироваться примерно до двадцати лет.

И именно здесь происходит интеграция нервных импульсов, идущих от всех наиважнейших областей коры головного мозга – затылочных, височных, теменных, с лимбических отделов коры.

В общем, вся работа мозга сходится и аккумулируется в префронтальных отделах кортекса.

Если проще: тут окончательно объединяются и и анализируются все ассоциативные связи для определения мыслительных и поведенческих реакций.

Если еще проще: это тот отдел головы, где на основании анализа прошлое, человек принимает решения о своем будущем, переставая жить одним моментом.

Это только краткий обзор формирования и развития головного мозга, через этапы которого проходит каждый из «гомо сапиенс».

И хотя бы элементарные познания в этой области необходимы каждому, кто имеет или планирует обзаводиться потомством.

Потому что хороший родитель — это прежде всего родитель, осведомленный об этапах развития своего чада, понимающий и принимающий трудности и задачи, встающие на каждом из этих этапов и помогающий эти трудности преодолеть, а задачи решить, в соответствии с возможностями ребенка, максимально естественно и гармонично.

Оригинал