Факторы эмоционального выгорания
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» ввел в 1974 г. американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Для характеристики психологического состояния людей хелперских профессий (от английского help — помогать) – это врачи, священники, психологи, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапевты и т. д. он разработал новую модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой.
Рассматривая тест Бойко, который определяет уровень эмоционального выгорания, мне захотелось разобраться в причинах этого феномена и ее симптомах. Ведь это явление проявляется не только в профессиональной деятельности хелперов.
В настоящее время синдром профессионального выгорания определяется как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося в результате хронического неразрешённого стресса на рабочем месте. Его компоненты:
— эмоциональное истощение, или чувство опустошенности и усталости, нарушение сна и аппетита, ощущение безнадежности, апатии и равнодушия, вызванное работой;
— деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда;
— редукция профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Факторы эмоционального выгорания
Вот основные факторы, которые группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов.
Факторы возникновения выгорания:
Индивидуальные факторы:
Социально-демографические факторы:
1. Возраст.
2. Пол.
3. Уровень образования.
4. Семейное положение.
5. Стаж работы.
Личностные особенности специалиста:
1. Выносливость.
2. Локус контроля.
3. Стиль сопротивления.
4. Самооценка.
5. Экстраверсия.
6. Нейротизм (тревожность).
Организационные факторы
Условия работы специалиста:
1. Рабочие перегрузки.
2. Дефицит времени.
3. Продолжительность рабочего дня.
Содержание труда специалиста:
1. Число клиентов.
2. Острота их проблем.
3. Глубина контакта с клиентом.
4. Участие в принятии решений.
5. Обратная связь.
6. Стимулирование.
Но кроме вышеперечисленных факторов мы наблюдаем и социально-психологические:
Немало важен такой аспект, который, как правило, отсутствует — это поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению и подразумевает наличие корпоративной культуры, демократический стиль руководства, который считается наиболее безопасным, а также поддержка других лиц, например родственников, друзей и т.д. Но в жизни мы часто наблюдаем невежливое отношение ни к подчиненным, ни в конечном итоге к себе, что также ведет к эмоциональному выгоранию.
Практически все исследования специалистов в области выгорания показывают наличие взаимосвязи между позицией работников – хелперов (и, как выяснилось, не только их) и синдромом эмоционального выгорания особенно его истощением и деперсонализацией (см. выше).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.