Консультация +79250362627 (Viber, WhatsApp)

Наркотики и вырождение

Вырождением в науке принято, во-первых, считать такие сильные отклонения от нормы или болезненные проявления, которые обнаруживаются в результате действия наследственных причин или вредных влияний со стороны внешнего мира - как духовного, так и материального. Во-вторых, это те "вредности", которые, в конечном итоге, считаются передаваемыми по наследству. Сюда относятся и передаваемое по наследству постепенное нарастание в данной отдельной семье числа членов с противообщественным поведением, постепенное снижение культурного уровня от поколения к поколению, а также многие психические расстройства (в особенности шизофрения, эпилепсия).

Употребление наркотиков как раз и есть одна из причин усиления признаков вырождения как у данного человека, так и у его наследников. Так как наркотики являются чуждыми для нас "осколками" других культур и народов, то, естественно, для признаков вырождения также как и для наркотических веществ, нужна своеобразная "питательная среда", в которой они могут существовать. Такой питательной средой для наркотиков, как я уже писал выше, является особая культура, обычно молодежная и, включающая определенный тип поведения наркоманов, свои музыкальные и другие вкусы, особое отношение к окружающей природе и, даже, свои биологические особенности - ведь даже по физиологическим разные народы по разному устойчивы к действию тех или иных наркотиков.

Для нашей, в целом, христианской культуры России, алкогольные напитки не являются наркотиками - вино это кровь Христа и вопрос лишь в том, когда, где и сколько вина может и должен обычный человек употреблять. Например, опий для большинства народов России - это строгое "нет", это наркотик. Вспомним, что героиновые (т.е. опийные) наркоманы чаще предпочитают для постоянного места жительства более теплые страны, где нет зимы, в питании они относительно более склонны к экзотическим продуктам и блюдам, а в мировоззрении относительно редко придерживаются такой традиционной веры как православие. Такие же предпочтения наблюдаются у страдающих "депрессивной" шизофренией, т.е. заболеванием, которое большинство врачей считают врожденным.

Другое дело - страдающие алкоголизмом и относительно легкими (по сравнению с шизофренией) "невротическими депрессиями", т.е. не врожденными, а из-за внешних причин. Эти люди, как правило, предпочитают для постоянного места жительства именно свои родные природные условия, предпочитают пищу, традиционную для данной местности, а для жителей средней полосы России - свойственное им мировоззрение, т.е. православную веру.

Получается, что опийная наркомания, депрессивные виды шизофрении являются существенно более сильными признаками вырождения, чем алкоголизм и невротические депрессии. Это означает также, что страдающие опийной наркоманией и определенными видами шизофрении своим внутренним, душевным миром направлены на какой-то иной, чуждый для них народ. Это и есть виртуальный или "как бы народ". Однако, действительно "родным" этот виртуальный народ является лишь для пяти больных из ста. Для остальных девяносто пяти человек из этой сотни в самых глубоких тайниках своей души родным все же является тот народ, на земле которого и в чьей культуре они родились и воспитывались. Конечно, между принадлежностью человека к виртуальному или обычному народам, подчас, лежит весьма тонкая и трудноуловимая граница, но, в целом, такое разделение является оправданным.

Поэтому, само "вырождение" означает как бы "принадлежность к другому роду" или, в широком смысле - к другому, т.е, виртуальному или "как бы народу". Ведь смысл корня "род" происходит от имени древнего бога Рода, воплощающего единство рода, единство членов данного рода, т.е. народа.

Вот и получается, что употребление наркотиков, также как и шизофрения, эпилепсия и другие душевные расстройства отрывают человека от собственных корней, от своего народа от своей родины. И путь, на который вступает употребляющий наркотики - вырождение.

Справедливости ради следует заметить, что особо тяжелые случаи злоупотребления алкоголя, также помечены этой особой меткой - внутренне эти люди также как и опийные наркоманы тяготеют к виртуальному "как бы народу".

Виртуальный народ имеет свою виртуальную культуру, душевные свойства и т.п. Сюда относятся даже такие особенности, как манера одеваться, особенности нравственности, Известный немецкий врач и исследователь Макс Нордау так описывал признаки вырождения во внешнем виде человека: "... маленький карапузик, одетый с ног до головы во все красное, как в средние века одевались палачи; вот четырехлетняя девочка в огромной шляпе, какие носили наши прабабушки ...". В области художественных вкусов эти признаки таковы: "... у всех наших современников (конец XIX - начало XX века - прим. А. Сухарева) есть одна общая характеристическая черта - они все не хотят быть самими собою ... , а стараются воплотить в себе какой-нибудь образец искусства ...; они даже стараются воплотить в себе не один образец, а несколько зараз, хотя эти образы противоречат друг другу; таким образом, вы видите головы, посаженные на чуждые им торсы, фантастические костюмы с противоречивыми сочетаниями цветов, подобранных как бы в темноте". Сходным образом Нордау характеризует быт, жилища, музыку, поэзию и т.п. Неправда ли, все это очень напоминает нашу современность, ту самую "тусовку", являющуюся питательной средой для наркотиков. Макс Нордау отмечает, также "... врач, специально посвятивший себя изучению нервных и душевных болезней тотчас узнает в настроении "конца века", в направлениях современного искусства и поэзии, в настроении мистиков, символистов, декадентов и в образе действий их посланников, в склонностях и вкусах модного общества общую картину двух определенных патологических состояний, с которыми он отлично знаком: вырождения и истерии, легкая форма которой известна под названием неврастении".

Понятие о вырождении, введенное в середине девятнадцатого века французским психиатром Морелем, определяется им так: "Под вырождением следует понимать уклонение от первоначального типа. Вырождение, хотя бы оно было в начале своем не выражено, заключает в себе также наследственные элементы и человек, пораженный им, становится все более неспособным исполнять свое назначение и, что умственный прогресс, заторможенный в его личности, подвергается опасности и в лице его потомства".

Вообще, хотя вырождение характеризуется и физическими признаками (например, врожденные уродства и наследственные заболевания), Нордау отмечает, что наука установила и психические признаки вырождения. Вот некоторые из них: "Один не развит, другие болезненно возбуждены. Почти у всех больных этого рода отсутствуют чувства нравственности и справедливости. Для них не существует никакого закона, никакого приличия, никакого стыда. С величайшим спокойствием и самодовольством они совершают преступления и зазорные поступки только для того, чтобы удовлетворить минутному влечению, склонности, капризу и удивляются, что другие им не сочувствуют". Не узнаем ли мы в этом портрете большинство характерных черт опытного наркомана?

В целом, можно выделить два главных признака психического вырождения:

1) оправдание того, что добро и зло есть понятия совершенно произвольные, восхищение злодеями и преступлениями, открытие в вульгарном и отталкивающем мнимых преимуществ;

2) сильно развитый эгоизм и неспособность противостоять внутреннему влечению, побуждающему совершить какое-нибудь действие.

То, что хорошо для народа одной культуры, может быть плохо для другого народа, другой культуры. Смешение понятий о добре и зле, представление об "относительности" добра и зла и есть духовная основа наркомании. Живя в одной природной среде, исходно принадлежа к одному народу и культуре, наркоман отводит большее или меньшее место в своей душе (и в теле) иному, виртуальному или "как бы народу", в котором наркотик незаметно внедряется в тело и укореняется в душе.

Слово "виртуальный" приобретает здесь вовсе не случайный смысл. Виртуальные компьютерные реальности, к которым смело можно отнести и "интернет", являются сейчас повальным увлечением, особенно среди молодежи. Психиатры, психологи сейчас стали отмечать резкое возрастание настоящей "компьютерной наркомании" - зависимости человека от этих виртуальных реальностей, от виртуальной культуры "как бы народа", культуры "как бы живущей в компьютере". Да и слово "как бы" теперь уже совершенно привычно засоряет наш язык, включая теле- и радиоведущих. Люди начинают уступать свой ум и душу этому самому виртуальному "как бы народу". Иной раз слышишь рассказ человека о своей жизни: "... мы как бы встретились, ... потом, как бы поженились ..., у нас как бы родился ребенок ..., ну и потом, мы как бы развелись". Вот и все. Никаких трагедий, все происходит "как бы" - как в мультфильме. Кстати, о мультфильмах. Сейчас даже художественные фильмы становятся компьютерными - те же мультфильмы. Вот такие дела.

Все начинается именно с незначительных уступок "как бы народу", как говорят: "Дай палец - откусит руку".

О зависимости