Насколько приблизит к исцелению нравственная оценка зависимости?
— Тогда суди себя сам, — сказал король. — Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
— Сам себя могу судить где угодно,— сказал Маленький Принц. — Для этого мне незачем жить здесь у вас.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Маленький Принц
Действительно, наркоман согрешил, сознательно согласившись стать наркоманом, употребив первую дозу. После этого он реально оказался больным человеком, не способным контролировать употребление наркотика.
Болезнь не может быть оценена с морально-этической точки зрения. Бессмысленно и глупо обвинять человека с переломанными ногами или с диабетом в том, что их организм не может функционировать так же, как функционирует организм здорового человека.
Пастырь мало чего достигнет, если будет осуждать, упрекать больных зависимостью людей, свысока смотреть на них как на слабаков, которые не могут держать себя в руках, не отвечают за свои слова, если будет обвинять их в “потворстве греху”.
Если мы, подобно милосердному самарянину, оказываем помощь “человеку, впавшему в разбойники” (Лк. 10, 30), вряд ли эта помощь будет эффективна, если она не будет наполнена любовью и принятием.
Каждый священник по опыту своему знает, что пришедший к нему человек улавливает осуждающее настроение пастыря. Если у священника нет понимания и принятия наркомании как болезненного состояния, он будет исходить из совершенно других внутренних предпосылок. Человек или не раскроется ему, или будет подавлен его сильной пастырской позицией и “смирится” перед волевым батюшкой, но такое смирение сделает его зависимым теперь уже от сильной воли священника и вряд ли пойдет ему на пользу.
Разрушение этого внутреннего барьера в значительной мере поможет обретению взаимопонимания и доверия между священником и наркоманом, обратившимся к нему за помощью.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.