Консультация +79250362627 (Viber, WhatsApp)

Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков

Скачать книгу

Т.И. Петракова

РУКОВОДСТВО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(пособие для врачей психиатров-наркологов, психологов,

педагогов средних учебных заведений)

Москва 2000

Петракова Т.И.

РУКОВОДСТВО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - 170 с.

В пособии изложены биологические основы формирования наркоманий, история употребления наркотических веществ, законодательный аспект злоупотребления наркотиками за рубежом и в России. Предложены организационные и методические подходы к составлению и реализации профилактических программ, проведению занятий по развитию психосоциальной компетентности среди подростков и родителей.

Одобрено Министерством Здравоохранения РФ и Министерством образования РФ.

Пособие предназначено для врачей психиатров-нар​кологов, психологов, педагогов средних учебных заведений

http://www.niinop.ru

Автор и составитель

© Т.И. Петракова 2000, E-mail tamara@niinop.ru

Редакция, художественное оформление и компьютерная верстка

А.В. Загорулькин E-mail sasha@niinop.ru

Тираж 1000 экз. Печать DUPLO 63S.

Подготовлено при содействии

Регионального Представительства по России и Беларуси

Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению

преступности

United Nations

Office for Drug Control and Crime Prevention

Regional Office for Russia and Belarus

СОДЕРЖАНИЕ TOC o "1-3"

ЧАСТЬ 1 8

Строение головного мозга 9

Нейроны и нейротрансмиссия (нейропередача) 12

Эффекты злоупотребления наркотиками 16

Анаша, марихуана,гашиш 19

Механизм действия 19

Опиаты 24

Механизм действия 25

ИНГАЛЯНТЫ (летучие вещества) 30

Механизм действия 31

Галлюциногены 33

Механизм действия. 34

Анаболические стероиды 37

Механизм действия 38

Стимуляторы 40

Механизм действия 41

Общие цели 45

Обобщение деятельности 45

ЧАСТЬ 2 46

История злоупотребления психоактивными веществами 47

Опий 49

Использование опиума в терапии. 51

Териак 53

Филониум 54

Лауданум, анодинум 54

Парегорик 55

Опиумные препараты в психиатрии 56

Первые описания опийной наркомании. 56

Открытие морфина. Наркомания как социальная проблема. 59

Кокаин 62

ЛСД 63

Анаша, марихуана 64

ЧАСТЬ III 66

Закон, наркотики, наркоманы… 67

Зарубежный опыт 67

Законодательство Российской Федерации 70

Употребление наркотиков и психотропных веществ 71

Незаконные операции с наркотиками 71

Склонение к потреблению наркотиков 75

Культивирование наркосодержащих растений 75

Организация и содержание притонов 76

Преступления, связанные с наркотиками 76

Принудительные меры медицинского характера 78

ЧАСТЬ IV 81

1. Программа первичной профилактики наркоманий и ее развитие 83

1.1 Главные принципы программы профилактики. 83

1.2 Этапы разработки программы 84

2. Целостный подход 85

2.1 Употребление алкоголя, наркотиков и табака 86

2.2 Риск одностороннего подхода 87

2.3 Влияние ролевой модели 89

3. Реализация единого подхода 91

3.1 Учет географических, экономических и национальных особенностей. 91

3.2 Целевые подгруппы 92

3.3 Помощь целевым подгруппам 93

4. Деятельность целевых подгрупп. 94

4.1 Начальная школа 95

4.2 Средняя школа 97

4.3 Cемья 98

5. Обучение участников программы 101

5.1 Предварительное обучение 102

5.2 Обучение в ходе выполнения программы 103

5.3 Обучение по результатам «обратной связи». 103

5.4 Долговременное обучение 105

6. Педагогическая концепция 105

6.1 Три основные цели педагогической концепции 105

6.2 Средства достижения целей 106

Эффективность профилактики 110

ЧАСТЬ V 112

Занятие 1. Вступление, знакомство, правила общения. 115

Занятие 2. Общение, речевое, неречевое, умение слушать и говорить. 117

Занятие 3. Критика, критические замечания. 120

Занятие 4. Помощь друг другу. 123

Занятие 5. Решение проблем. 125

Занятие 6. Настроение, чувства. 127

Занятие 7. Ценности. 132

Занятие 8. Психоактивные вещества 132

Занятие 9. Жестокость насилие 133

Занятие 10. Секс, реклама безопасного секса. 134

Занятие 11. Итоги 135

ЧАСТЬ VI. 136

Ценности 140

Правила, препятствующие употреблению алкоголя и других наркотиков 142

Причины и признаки. 143

Почему люди употребляют наркотики? 143

Когда это можно заметить? 144

Примечание 146

Список литературы 147

Предисловие 1

В частях 1, 2, 3 отражена информация для преподавателей средних учебных заведений, которая может быть использована на уроках биологии, обществоведения и истории в целях антинаркотического просвещения. Она предназначена для того, чтобы сформировать понимание детей 8-11 классов относительно биологических эффектов при злоупотреблении психоактивными веществами, политических последствий торговли наркотиками в истории, об отражении проблемы злоупотребления наркотиками в законодательстве Российской Федерации.

Предложенная информация, может быть использована при проведении уроков по общеобразовательным предметам. Она может быть дополнена и развита, а также использоваться фрагментарно, в соответствии с задачей сформировать первичные научные понятия о наркотиках и негативных последствиях злоупотребления. В зависимости от общего уровня осведомленности аудитории учащихся, обыденных представлениях о наркотиках, информация может представляться с той или иной мерой условности, упрощения и обобщения.

Часть 1 для преподавателей биологии и анатомии

Строение головного мозга Мозг состоит из нескольких больших отделов, каждый из которых ответственен за жизненно важные функции и деятельность. Эти отделы включают ствол, мозжечок, лимбическую систему, промежуточный мозг, кору головного мозга (рис. 1).

Рис.1 На рисунке мозга в разрезе, показаны некоторые главные области головного мозга

Ствол мозга связывает головной и спинной мозг. Стволовая часть контролирует множество основных функций, таких как сердечный ритм, дыхание, глотание и сон. Мозговой ствол выполняет это, влияя на спинной мозг, другие части мозга и тела, чтобы обеспечить основные функции жизнедеятельности.

Мозжечок, который составляет только восьмую часть от всей массы мозга, координирует команды мозга, связанные с двигательными навыками. Например, при ходьбе, для поддержания равновесия и положения тела необходима деятельность мозжечка. Это - важная структура, расположена выше стволовой области мозга.

На вершине стволовой области мозга в толще тканей под корой, имеется большой набор примитивных эволюционных мозговых структур называемых лимбической системой (рис 2). Лимбическая система участвует во многих наших эмоциях и побуждениях, особенно тех, которые связаны с выживанием (например, страх, гнев, эмоции, связанные с половым поведением). Лимбическая система также отвечает за чувства удовольствия, которые связаны с сохранением жизни, типа тех, что человек испытывает от еды или секса. Две большие части лимбической системы назвали миндалиной, и гиппокампом, последний участвует также в процессах памяти. Одной из причин, по которой наркотики при злоупотреблении нарушают мощный контроль над нашим поведением, является то, что они действуют непосредственно на эволюционно примитивные стволовые области мозга и лимбическую систему, и не допускают кору в управление нашим поведением. В действительности, они устраняют наиболее "человеческую" часть нашего мозга от роли в управлении нашим поведением.

Промежуточный мозг, также расположен ниже больших полушарий, и включает таламус и гипоталамус (рис 2). Таламус вовлечен в сенсорное (чувственное) восприятие и регуляцию моторных (двигательных) функций. Он соединяет области мозговой коры, которые вовлечены в сенсорное восприятие и движение с другими частями головного и спинного мозга, которые также играют роль в ощущении и движении.

Рис 2. Здесь головной мозг изображен в разрезе. Показаны некоторые из внутренних структур - миндалина и гиппокамп, которые находятся в глубине мозга. На рисунке изображены приблизительно в тех областях, где они расположены.

Гипоталамус является очень маленьким, но важным компонентом промежуточного мозга. Он играет главную роль в регулировании гормонов гипофиза, температуры тела, надпочечников, и многих других жизненных функций.

Кора головного мозга, разделена на правое и левое полушарие, составляет примерно две трети мозговой массы. Она окружает большинство остающихся структур мозга. Это - наиболее высоко развитая часть человеческого мозга и отвечает за мышление, восприятие, и речь. Это - также самая эволюционно новая структура в истории развития мозга. Кора может быть разделена на области, каждая из которых имеет определенную функцию (рис 3). Например, одни области, отвечают за зрение, слух, осязание, обоняние и движение. Другие области чрезвычайно важны для мышления, анализа и синтеза.

Рисунок 3. На этом рисунке мозга в разрезе показаны области коры больших полушарий и их функции

Хотя много функций, например, осязание, имеют свое представительство в правом и левом полушарии, за некоторые другие функции отвечает только одно полушарие мозга. Например, у большинства людей, за речь ответственно левое полушарие.

Нейроны и нейротрансмиссия (нейропередача) Мозг состоит из миллиардов нервных клеток или нейронов. Нейрон состоит из трех основных частей (Рис.4): ядро, которое управляет всеми действиями нейрона; дендриты - короткие отростки ядра, которые получают сообщения от других нейронов и выполняют роль реле к ядру; аксон - длинное отдельное волокно, которое передает сообщения от тела ядра к дендритам других нейронов или тканям тела, мышцам.

Хотя большинство нейронов содержит все три части, имеется широкий диапазон разнообразия.

Рисунок 4

Передача возбуждения от аксона одного нейрона к дендритам другого, называется нейротрансмиссией или нейропередачей. Аксоны и дендриты расположены очень близко друг к другу, передача сигналов от аксона к дендриту происходит главным образом путем выделения специальных химических веществ в, так называемую, синаптическую щель - пространство между аксоном и дендритом (Рис. 5). Место, где соединяется аксон и дендрит, называется синапсом. Возбуждение путешествует как электрический импульс по аксону к синапсу. Там, из аксона в синапс, выделяются молекулы, называемые нейромедиаторами. Нейромедиаторы рассеиваются в синапсе и связываются со специальными клетками, называемыми рецепторами, которые расположены в пределах мембран дендритов смежного нейрона. Это, в свою очередь, стимулирует или блокирует электрический ответ в дендритах нейрона получения. Таким образом, нейромедиаторы действуют как химические посредники, неся информацию от одного нейрона к другому.

Рисунок 5.

Имеются много различных типов нейромедиаторов, каждый из которых имеет строго определенную роль, играющую в работе мозга. Нейромедиатор может быть связан только с соответствующим рецептором. Поэтому, когда нейромедиатор воздействует на рецептор, это - подобно приспособлению ключа в замок.

С этого контакта начинается целый ряд событий на поверхности дендрита нейрона, получающего сигнал и внутри ядра. Сообщение, которое несет нейромедиатор получено и обработано нейроном получающим раздражение. Как только это произошло, нейромедиатор инактивирован одним из двух способов.

Это или разрушение ферментом или повторное поглощение назад нейроном, который выделял нейромедиатор. Реабсорбция (также известная, как повторное поглощение) выполняется транспортными молекулами (Рис. 5). Транспортные молекулы находятся в мембранах аксонов, которые выпускают нейромедиаторы. Они подбирают определенные нейромедиаторы от синапса и несут их назад к мембранам ядра и в аксон. Тогда нейромедиаторы доступны для повторного использования в более позднее время.

Как отмечено выше, сообщения, полученные дендритами, переданы к телу ядра и затем к аксону. Аксоны затем передают сообщения, которые в форме электрических импульсов идут к другим нейронам или тканям тела. Аксоны многих нейронов окружены жировым веществом, называемом миелином. Миелин имеет несколько функций. Одной из наиболее важных его функций является увеличение скотости нервного импульса, проходящего по аксону. Темп проведения нервного импульса по миелинезированному аксону может достигать скорости 120 метров в секунду. Напротив, нервный импульс по аксону без миелина может проходить не быстрее чем примерно 2 метра в секунду. Толщина миелиновой оболочки на аксоне связана с функцией этого аксона. Например, аксоны, которые рассчитаны на большие расстояния, типа тех, которые простираются от спинного мозга до ног, вообще, содержат густое покрытие миелина, чтобы облегчить более быструю передачу импульса нерва.

*Примечание: Аксоны, которые передают сообщения от головного или спинного мозга к мышцам и другим тканям тела – нервные стволы человеческого тела. Большинство этих аксонов покрыто толстым слоем миелина, что объясняет беловатый внешний вид нервов.

Эффекты злоупотребления наркотиками Удовольствие, которое ученые назвали положительным подкреплением или наградой, является очень мощным биологическим фактором важным для нашего выживания.

Если Вы от чего-то получаете удовольствие, это фиксируется в мозге таким образом, что Вы приобретаете тенденцию делать это снова.

Поддерживающие жизнь действия, типа еды, активизируют цепь специализированных нейронов, направленных на создание и регулирование удовольствия.

Одна из важнейших систем таких нервных клеток, использует химический нейромедиатор, называемый дофамин, она находится на самой вершине стволовой области мозга в вентрально- тегментальной области (VTA) (Рис.6).

Эти дофаминовые нейронные реле сообщают об удовольствии через нервные волокна в нейроны лимбической системы в структуру называемую ядром аккумбенс.

Другие волокна идут к лобной области мозговой коры. Так, цепь удовольствия, которая известна как, мезолимбическая дофаминовая система, охватывает стволовую область мозга, где расположены жизненно важные центры, лимбическую систему, отвечающую за эмоции, и лобную мозговую кору.

Наркотики, которые вызывают зависимость, могут искусственно активизировать цепь удовольствия мозга. Наркомания - биологический, патологический процесс, который изменяет путь нервного импульса в центрах удовольствия, а также в других частях мозга и функциях.

Рисунок 6. Этот рисунок мозга в разрезе, демонстрирует мозговые области и проводящие пути, вовлеченные в цепь удовольствия

Чтобы понять этот процесс, необходимо исследовать эффекты наркотиков на нейротрансмиссию. Почти все наркотики, которые изменяют работу мозга, так воздействуют на химическую нейротрансмиссию. Некоторые наркотики подобно героину и LSD, подражают эффектам естественного нейромедиатора. Одни, подобно PCP (псилоцибин), блокируют рецепторы и таким образом препятствуют продвижению сигналов по нейронам. Другие, подобно кокаину, соединяются с молекулами, которые являются ответственными за транспортировку нейромедиаторов назад в нейроны, которые их выделяли (Рис 7), увеличивая их присутсвие в синапсе.

Наконец, некоторые наркотики типа метамфетаминов, действуют таким образом, что нейромедиаторы выделяются гораздо в боль​ших количествах, чем в норме.

Использование наркотика приводит к фундаментальным изме​нениям в мозге. Эти изменения - главный компонент зависимости, непо​​средственно болезни.

Представьте себе, что в мозге существует как бы "выключатель", он "щелкает" в некоторой точке во время использования наркотика. Точка, в которой происходит "щелчок", различна у индивидов, но эффект этого изменения у всех одинаков - это переход от злоупотре​бления к зависимости.

Анаша, марихуана,гашиш Марихуана, гашиш, анаша – высушенные части растения. Tetrahydrocannabinol (THC) - главный компонент, который вызывает опьянение или эйфорию. Марихуана изменяет сигналы мозга, отвечающие за сенсорное восприятие и координацию. Это приводит к тому, что человек видит, слышит, чувствует и реагирует на стимулы по-другому. Рефлексы в это время замедлены.

Механизм действия THC (тетрагидрооканнабинол), главный активный компонент, который, связывает и активизирует определенные рецепторы, известные как каннабиоидные рецепторы. Многие из этих рецепторов в мозге, управляют памятью, мышлением, концентрацией внимания, восприятием времени и пространства координацией движения.

Активизируя эти рецепторы, THC сталкивается с нормальным функционированием мозжечка, частью мозга наиболее ответственной за баланс, положение, и координацию движения. Мозжечок координирует движения мышц, которыми руководит двигательная область коры головного мозга. Нервные импульсы приводят в готовность мозжечок для движений тела, которые предписала двигательная область коры головного мозга. Почти мгновенно, импульсы от той части тела сообщают мозжечку, как выполняется действие.

Мозжечок сравнивает фактическое движение с предписанным движением, и затем сигналы из двигательной области коры головного мозга, делают любые необходимые исправления. Таким образом, мозжечок гарантирует, чтобы тело перемещалось плавно и согласованно.

Гиппокамп, связан с формированием памяти, а также, содержит множество каннабиоидных рецепторов. Исследования показывают, что марихуана активизирует каннабиоидные рецепторы в гиппокампе и воздействует на память, подавляя деятельность нейронов в этой области.

Когда кто- то находится под влиянием марихуаны, кратковременная память весьма выражено снижена. Далее, исследования показали, что хроническое воздействие THC может повредить гиппокамп крыс, таким образом, что ухудшение памяти становится постоянным. Таким образом, употребление марихуаны ограничивает возможности для обучения и восприятия.

Марихуана воздействует на рецепторы в мозговых областях и структурах ответственнх за сенсорное восприятие. Марихуана встает на пути получения сенсорных сообщений (например, осязания, зрения, слуха, вкуса, и запаха) в мозговой коре. Различные части тела посылают нервные импульсы в таламус, который затем посылает эти сигналы в соответствующие части коры головного мозга.

Область чувствительной зоны коры головного мозга, называемой соматосенсорной корой, получает сообщения, и интерпретирует их как ощущения прикосновения и температуры.

Соматосенсорная зона коры расположена в теменной доле больших полушарий вдоль центральной извилины, которая отделяет лобный отдел от теменного.

Каждая часть соматосенсорной коры получает и интерпретирует импульсы от определенной части тела.

Другие специализированные области головного мозга получают сенсорные импульсы, связанные со зрением, слухом, вкусом, и обонянием.

Импульсы от глаз идут по зрительному нерву и затем передаются в зрительную зону коры головного мозга в затылочной области.

В зоны височных долей приходят слуховые сообщения от уха. Область вкусовых ощущений лежит, в толще тканей боковой извилины, которая отделяет лобные и височные доли.

Центр обоняния находится на нижней стороне лобных долей. Марихуана активизирует каннабиоидные рецепторы в различных областях головного мозга и результатом становится, извращение нервных импульсов от различных органов чувств.

Много лет, было известно, что THC действовал на каннабиоидные рецепторы в мозгу. Предполагалось, что если в мозге есть такие рецепторы, то должно иметься и вещество, которое и производится непосредственно в мозге и воздействует на эти рецепторы.

Несмотря на годы усилий, THC-подобное вещество в мозге ученым найти не удавалось, и действительно ли существовало такое вещество, оставалось тайной.

Наконец, в 1992, ученые обнаружили вещество, произведенное мозгом, который активизирует THC рецепторы и имеет сходные с ТНС физиологические эффекты.

Ученые назвали это вещество анандамидом, что в переводе с санскрита означает «счастье». Открытие анандамида положило начало целому ряду новых направленй в исследованиях. В частности, предполагается, что анандамид должен играть важную роль в нормальном функционировании мозг, поскольку в мозге генерируется анандамид и имеются соответствующие рецепторы.

Теперь ученые активно исследуют функцию анандамида в мозге. Это исследование должно помочь в понимании того, как марихуана действует на мозг и почему люди подвержены этому злоупотреблению, кроме того, это дает новые ключи в отношении того, как работает здоровый мозг.

Открытие анандамида может также способствовать большему пониманию некоторых проблем здоровья и, в конечном счете, привести к более эффективным методам лечения.

Искусственно произведенный и употребляемый перорально в строго определенной дозировке, THC может использоваться при тошноте, связанной с химиотерапией и стимуляции аппетита, что важно для больных СПИДом. Он также может быть полезным при других заболеваниях, например, глаукоме.

Теперь, когда THC- вещество мозга было выделено, у исследователей появились возможности раскрыть механизмы, лежащие в основе терапевтических эффектов THC. Это могло бы привести к развитию более эффективных и более безопасных методов лечения для разнообразных заболеваний.

Недавнее исследование на животных свидетельствует, что долговременное использование марихуаны (THC) производит к изменениям в лимбической системе, которые являются аналогичными тем, что происходят после долговременного использования других наркотиков или психоактивных веществ: кокаина, героина, и этилового спирта.

Эти изменения наиболее очевидны после отмены THC. В этод период (отмены) наблюдается увеличение активности нейронов в миндалине, структуре, ответственной за стресс и некоторые эмоции. Те же самые изменения имеются и после отмены других наркотиков, что приводит к мысли, что помимо различий имеется общий фактор в развитии зависимости от психоактивных веществ.

Цель 1

У учащихся необходимо сформировать понимание воздействия марихуаны на мозговые структуры, которые управляют пятью органами чувствами, эмоциями, памятью, и мышлением.

Учащиеся должны использовать знание взаимосвязей мозг - поведение, чтобы определить эффекты марихуаны на способности выполнить некоторые действия и решить задачи.

Рассмотрите путь, которым марихуана воздействует на области мозга и структуры, которые управляют пятью чувствами, частотой сердцебиений, эмоциями, памятью и мышлением. Учащиеся в случайном порядке выбирают (например, тянут из конверта) записки, где обозначено какое-либо занятие или профессия. А затем просят показать перед классом, как использование марихуаны могло бы повлиять на деятельность человека в том занятии. Примеры могут включать: работу летчика, баскетбольного игрока, врача, водителя автомобиля, официанта, милиционера, рабочего-монтажника и т.д. Учащиеся должны определить области мозга и структуры, на которые воздействует марихуана, также связи между этими структурами и поведением.

Цель 2

Учащийся должен понять, как марихуана воздействует на передачу информации и кратковременную память.

Прочитайте классу список из 20 слов и попросите учащихся записать как можно больше запомнившихся слов.. Попросите учащихся встать в пары в разных точках (3-8 пар, в зависимости от численности учеников) классной комнаты и вести между собой разговоры вслух (желательно погромче), в это время прочитайте список из 20 новых слов остальному классу. Попросите учащихся записать запомнившиеся слова из нового списка, а затем сравнить результаты. Напомните, что марихуана подобно парам учащихся, которые создавали помехи для запоминания, препятствует нормальной передаче информации и запоминанию. Учащиеся должны определить области и структуры мозга, ответственные за эти функции, напомните, что марихуана изменяет нейропередачу в этих областях. Учащимся, можно дать задание найти в других источниках информацию об эффектах марихуаны на передачу информации и память и сделать краткий доклад о своих находках.

Цель 3

Учащиеся должны понять важную роль мозжечка в работе головного мозга.

Объясните, что мозжечок включен в поддержание равновесия, координацию, участвует в регуляции множества других функций.

Марихуана воздействует на мозжечок, нарушая двигательные функции. Дайте задание учащимся задание найти информацию о роли и функциях мозжечка и сделать рисунок, схему, как нарушается путь к мозжечку и тем самым изменяется обычное нормальное поведение.

Книги о зависимости