Консультация +79250362627 (Viber, WhatsApp)

Воспитание детей – это искусство канатоходца

Воспитание детей – это искусство канатоходца. Были в истории нашей цивилизации времена, когда это было не так, и сейчас есть племена с архаичным жизненным укладом, в которых воспитание по-прежнему регламентировано целым рядом условий. И это значительно упрощает процесс взаимодействия родителей и детей. Что это дает детям? То самое ощущение стабильности, четко определенных границ, понятных правил, которое приводит к формированию чувства уверенности.

РебенокВ племени не может быть травмы брошенности – пока у человека есть род, чтобы ни случилось с его родителями, он никогда не будет один. В племени не может быть мук самоопределении и поиска смысла – всё уже определенно, каждый знает свою социальную роль. В племени власть – это не просто ответственность, а обуза, и все понимают, за что вождь получает лучший кусок добычи после охоты. А значит, отсутствует потребность бунтовать против власти и бороться за нее революционным путем. Зато есть глубинное чувство принадлежности к чему-то большему, защищающему и поддерживающему – к своему роду.

Мы заплатили за свободу от родоплеменного уклада всеобщей невротизацией. Это не потому, что архаичная система мироустройства лучше, просто мы не выработали новых прозрачных и понятных регламентов взаимодействия между людьми, как следствие, выбор стратегии общения с ребенком – полная ответственность родителей, отсюда множество «ошибок» воспитания.

Готовы ли родители нести эту ответственность самостоятельно? Обладают ли они знаниями, опытом и мудростью для того, чтобы вселить в ребенка ощущение базового доверия к миру, уверенности в себе, чувства принадлежности к социальной группе и ощущения своей нужности (места в жизни)? Я бы ответила, очень коротко одним словом «нет». Я могу это сказать о себе, как о маме уже взрослой дочери, я могу это сказать, о родителях всех тех взрослых и маленьких людей, которые приходят на ко мне на консультации.

Так что же делать?

Есть ли возможность на данном этапе развития общества выработать столь же четко соблюдаемые правила взаимодействия, как это было даже не тысячелетия назад, а всего лишь сотню лет?

Можно ли дать научные рекомендации или просто инструкцию по воспитанию детей, результатом которого будут целостные личности?

Скорее всего – нет.

Остается только одно – тем, кто планирует стать родителями своим детям, или самому себе – учиться, искать ответы на вопросы, проходить личную и семенную терапию, становить более гуманными, знакомиться с достижениями психологии и педагогики, накапливать опыт, обретать психологическую зрелость. И каждое мгновение помнить о том, что рядом с ребенком родитель – канатоходец, порою даже без шеста, помогающего держать равновесие.

источник